среда, 24 февраля 2021 г.

Пять шу-точек

 



Пять шу-точек (五腧穴 у шу сюэ) — это пять типов специфических точек двенадцати главных каналов, которые расположены на дистальных отделах конечностей, а именно:

• точки-истоки (井 цзин);

• точки-ручьи (荥 ин);

• точки-быстрины (输 шу);

• точки-реки (经 цзин);

• точки-устья (合 хэ).

В каноне «Лин шу» говорится: «Вытекает из истока, сочится в ручей, стекает в быстрину, течет по реке, втекает в устье. Так течет двадцать семь Ци (Ци двенадцати каналов и пятнадцати коллатералей), все через пять шу-точек». Ци словно река течет от малого к большому, с мелкого к глубокому, издалека к близкому.

Точки этой группы имеют очень важное значение в клинике. Основными показаниями для применения пяти шу-точек являются:

• точки-истоки — неотложная помощь при критических состояниях;

• точки-ручьи — болезни со свойствами жара;

• точки-быстрины — боль в суставах;

• точки-реки — наружный синдром с лихорадкой и ознобом, кашлем и одышкой, болезни горла;

• точки-устья — болезни желудка, кишечника и других фу-органов.

В каноне «Лин шу» говорится: «Когда болезнь в цзан-органах, используйте истоки. Когда болезнь проявляется в изменении цвета лица, используйте ручьи. Когда болезнь то приходит, то уходит, используйте быстрины. Когда болезнь проявляется в нарушениях голоса, используйте реки. При переполнении каналов и крови, при болезнях в желудке, а также болезнях от неправильного питания используйте устья».

В каноне «Нань цзин» (Канон трудностей) также говорится: «Истоки лечат ощущение полноты под сердцем. Ручьи лечат жар в теле. Быстрины лечат тяжесть в теле и боль в суставах. Реки лечат одышку и кашель, озноб и лихорадку. Устья лечат извращение тока Ци и понос».

Кроме того, в каноне «Нань цзин» (Канон трудностей) предложен метод использования точек этой группы в определенные времена года: «Весной укалывайте истоки, летом укалывайте ручьи, в конце лета укалывайте быстрины, осенью укалывайте реки, зимой укалывайте устья».

Пять шу-точек также сочетаются с Пятью элементами, поэтому иногда их называют «шу-точками Пяти элементов» (五行腧 у син шу). В каноне «Лин шу» указывается, что точкам-истокам Инь-каналов соответствует элемент Дерево, а точкам-истокам Ян-каналов соответствует элемент Металл. В каноне «Нань цзин» (Канон трудностей) с Пятью элементами соотнесены уже все пять шу-точек, то есть точки истоки, ручьи, быстрины, реки и устья Инь-каналов сочетаются с элементами Дерево, Огонь, Земля, Металл, Вода, а точки истоки, ручьи, быстрины, реки, устья Ян-каналов сочетаются с элементами Металл, Вода, Дерево, Огонь, Земля соответственно.

Пять шу-точек

Каналы цзан-органов
Точки
истоки (Дерево)
ручьи (Огонь)
быстрины (Земля)
реки (Металл)
устья (Вода)
легких
Шао-шан P.11
Юй-цзи P.10
Тай-юань P.9
Цзин-цюй P.8
Чи-цзэ P.5
перикарда
Чжун-чун MC.9
Лао-гун MC.8
Да-лин MC.7
Цзянь-ши MC.5
Цюй-цзэ MC.3
сердца
Шао-чун C.9
Шао-фу C.8
Шэнь-мэнь C.7
Лин-дао C.4
Шао-хай C.3
селезенки
Инь-бай RP.1
Да-ду RP.2
Тай-бай RP.3
Шан-цю RP.5
Инь-лин-цюань RP.9
печени
Да-дунь F.1
Син-цзянь F.2
Тай-чун F.3
Чжун-фэн F.4
Цюй-цюань F.8
почек
Юн-цюань R.1
Жань-гу R.2
Тай-си R.3
Фу-лю R.7
Инь-гу R.10
Каналы фу-органов
Точки
истоки (Металл)
ручьи (Вода)
быстрины (Дерево)
реки (Огонь)
устья (Земля)
толстого кишечника
Шан-ян GI.1
Эр-цзянь GI.2
Сань-цзянь GI.3
Ян-си GI.5
Цюй-чи GI.11
Сань-цзяо
Гуань-чун TR.1
Е-мэнь TR.2
Чжун-чжу TR.3
Чжи-гоу TR.6
Тянь-цзин TR.10
тонкого кишечника
Шао-цзэ IG.1
Цянь-гу IG.2
Хоу-си IG.3
Ян-гу IG.5
Сяо-хай IG.8
желудка
Ли-дуй E.45
Нэй-тин E.44
Сянь-гу E.43
Цзе-си E.41
Цзу-сань-ли E.36
желчного пузыря
Цзу-цяо-инь VB.44
Ся-си VB.43
Цзу-линь-ци VB.41
Ян-фу VB.38
Ян-лин-цюань VB.34
мочевого пузыря
Чжи-инь V.67
Цзу-тун-гу V.66
Шу-гу V.65
Кунь-лунь V.60
Вэй-чжун V.40

Кроме того, точки этого типа сочетаются со знаками «небесных стволов» традиционного китайского календаря и используется в методах расчета «открытых» точек.

Точки-истоки (井 цзин). В этих точках канальная Ци неглубока, как вода, струящаяся из родника. Как правило, точки-истоки расположены у оснований ногтей пальцев рук и ног. Исключение составляют точка-исток ножного шао-инь канала почек Юн-цюань R.1, расположенная в середине подошвы, и точка-исток ручного цзюэ-инь канала перикарда Чжун-чун MC.9, расположенная на кончике среднего пальца руки.

Точки-истоки часто используются при неотложной помощи, способствуют пробуждению жизненного духа Шэнь при критических состояниях.

В каноне «Лин шу» говорится: «Когда болезнь в цзан-органах, используйте истоки». В каноне «Нань цзин» (Канон трудностей) говорится: «Истоки лечат ощущение полноты под сердцем».

Точки-ручьи (荥 ин). Достигая этих точек, канальная Ци становится обильнее, напоминая небольшой ручей, уже вытекший из родника.

Точки-ручьи часто используются при лечении различных болезней со свойствами жара.

В каноне «Лин шу» говорится: «Когда болезнь проявляется в изменении цвета лица, используйте ручьи». В каноне «Нань цзин» (Канон трудностей) говорится: «Ручьи лечат жар в теле».

Точки-быстрины (输 шу). Достигая этих точек, канальная Ци уже достаточно мощна и напоминает течение воды в глубоком месте.

Точки-быстрины можно использовать при лечении боли в суставах.

В каноне «Лин шу» говорится: «Когда болезнь то приходит, то уходит, используйте быстрины». В каноне «Нань цзин» (Канон трудностей) говорится: «Быстрины лечат тяжесть в теле и боль в суставах».

Точки-реки (经 цзин). В этих точках движение канальной Ци становится стремительным и напоминает течение воды в реке.

Точки-реки можно использовать при лечении одышки и кашля, вызванных восприятием внешней патогенной Ци.

В каноне «Лин шу» говорится: «Когда болезнь проявляется в нарушениях голоса, используйте реки». В каноне «Нань цзин» (Канон трудностей) говорится: «Реки лечат одышку и кашель, озноб и лихорадку».

Точки-устья (合 хэ). Достигая этих точек, канальная Ци становится обильной, как в устье реки, впадающей в море.

Точки-устья расположены в области локтевого и коленного суставов. Их можно использовать при лечении заболеваний желудка, кишечника и других фу-органов.

В каноне «Лин шу» говорится: «При переполнении каналов и крови, при болезнях в желудке, а также болезнях от неправильного питания используйте устья». В каноне «Нань цзин» (Канон трудностей) говорится: «Устья лечат извращение тока Ци и понос».

Соотнесенность пяти шу-точек с Пятью элементами служит основой для выбора точек по принципу «сын—мать»:

Стимуляция «матери» при недостатке (虚则补其母). При недостатке в каком-либо из каналов применяются приемы стимуляции в тех из пяти шу-точек пораженного канала или канала, связанного с ним по наружно-внутренней взаимосвязи (то есть относящемуся к тому же элементу, что и пораженный канал), которые соотносятся с элементом, порождающим элемент пораженного канала. Например, при недостатке в канале легких (Металл) можно применять приемы стимуляции в точке-быстрине (Земля) канала легких (Металл) Тай-юань P.9 или в точке-устье (Земля) канала толстого кишечника (Металл) Цюй-чи GI.11 (Земля порождает Металл и является «матерью» Металла), или же использовать точку-быстрину (Земля) канала селезенки (Земля) Тай-бай RP.3 (селезенка относится к элементу Земля, который является «матерью» Металла).

Седатация «сына» при избытке (实则泻其子). При избытке в каком-либо из каналов применяются приемы седатации в тех из пяти шу-точек пораженного канала или канала, связанного с ним по наружно-внутренней взаимосвязи (то есть относящемуся к тому же элементу, что и пораженный канал), которые соотносятся с элементом, порожденным элементом пораженного канала.

Например, при избытке в канале легких (Металл) можно применять приемы седатации в точке-устье (Вода) канала легких (Металл) — Чи-цзэ P.5, или в точке-ручье (Вода) канала толстого кишечника (Металл) — Эр-цзянь GI.2 (Металл порождает Воду, которая является «сыном» Металла), или же использовать точку-устье (Вода) канала почек (Вода) — Инь-гу R.10 (почки относятся к элементу Вода, который является «сыном» Металла).

Определение принципов лечения и выбор точек могут основываться на принципах взаимного угнетения Пяти элементов, в основном для укрепления угнетающего элемента при активации угнетаемого. Например, при нарушении гармонии между печенью и желудком (Дерево избыточно угнетает Землю) принципом лечения должно стать укрепление Земли и сдерживание Дерева, следует использовать точку-устье (Земля) канала желудка (Земля) Цзу-сань-ли E.36 и точку-быстрину (Земля) канала печени (Дерево) Тай-чун F.3.

Комментариев нет:

Отправить комментарий