Пять шу-точек (五腧穴 у шу сюэ) — это пять типов специфических точек двенадцати главных каналов, которые расположены на дистальных отделах конечностей, а именно:
• точки-истоки (井 цзин);
• точки-ручьи (荥 ин);
• точки-быстрины (输 шу);
• точки-реки (经 цзин);
• точки-устья (合 хэ).
В каноне «Лин шу» говорится: «Вытекает из истока, сочится в ручей, стекает в быстрину, течет по реке, втекает в устье. Так течет двадцать семь Ци (Ци двенадцати каналов и пятнадцати коллатералей), все через пять шу-точек». Ци словно река течет от малого к большому, с мелкого к глубокому, издалека к близкому.
Точки этой группы имеют очень важное значение в клинике. Основными показаниями для применения пяти шу-точек являются:
• точки-истоки — неотложная помощь при критических состояниях;
• точки-ручьи — болезни со свойствами жара;
• точки-быстрины — боль в суставах;
• точки-реки — наружный синдром с лихорадкой и ознобом, кашлем и одышкой, болезни горла;
• точки-устья — болезни желудка, кишечника и других фу-органов.
В каноне «Лин шу» говорится: «Когда болезнь в цзан-органах, используйте истоки. Когда болезнь проявляется в изменении цвета лица, используйте ручьи. Когда болезнь то приходит, то уходит, используйте быстрины. Когда болезнь проявляется в нарушениях голоса, используйте реки. При переполнении каналов и крови, при болезнях в желудке, а также болезнях от неправильного питания используйте устья».
В каноне «Нань цзин» (Канон трудностей) также говорится: «Истоки лечат ощущение полноты под сердцем. Ручьи лечат жар в теле. Быстрины лечат тяжесть в теле и боль в суставах. Реки лечат одышку и кашель, озноб и лихорадку. Устья лечат извращение тока Ци и понос».
Кроме того, в каноне «Нань цзин» (Канон трудностей) предложен метод использования точек этой группы в определенные времена года: «Весной укалывайте истоки, летом укалывайте ручьи, в конце лета укалывайте быстрины, осенью укалывайте реки, зимой укалывайте устья».
Пять шу-точек также сочетаются с Пятью элементами, поэтому иногда их называют «шу-точками Пяти элементов» (五行腧 у син шу). В каноне «Лин шу» указывается, что точкам-истокам Инь-каналов соответствует элемент Дерево, а точкам-истокам Ян-каналов соответствует элемент Металл. В каноне «Нань цзин» (Канон трудностей) с Пятью элементами соотнесены уже все пять шу-точек, то есть точки истоки, ручьи, быстрины, реки и устья Инь-каналов сочетаются с элементами Дерево, Огонь, Земля, Металл, Вода, а точки истоки, ручьи, быстрины, реки, устья Ян-каналов сочетаются с элементами Металл, Вода, Дерево, Огонь, Земля соответственно.
Пять шу-точек
Каналы цзан-органов | Точки | ||||
истоки (Дерево) | ручьи (Огонь) | быстрины (Земля) | реки (Металл) | устья (Вода) | |
легких | Шао-шан P.11 | Юй-цзи P.10 | Тай-юань P.9 | Цзин-цюй P.8 | Чи-цзэ P.5 |
перикарда | Чжун-чун MC.9 | Лао-гун MC.8 | Да-лин MC.7 | Цзянь-ши MC.5 | Цюй-цзэ MC.3 |
сердца | Шао-чун C.9 | Шао-фу C.8 | Шэнь-мэнь C.7 | Лин-дао C.4 | Шао-хай C.3 |
селезенки | Инь-бай RP.1 | Да-ду RP.2 | Тай-бай RP.3 | Шан-цю RP.5 | Инь-лин-цюань RP.9 |
печени | Да-дунь F.1 | Син-цзянь F.2 | Тай-чун F.3 | Чжун-фэн F.4 | Цюй-цюань F.8 |
почек | Юн-цюань R.1 | Жань-гу R.2 | Тай-си R.3 | Фу-лю R.7 | Инь-гу R.10 |
Каналы фу-органов | Точки | ||||
истоки (Металл) | ручьи (Вода) | быстрины (Дерево) | реки (Огонь) | устья (Земля) | |
толстого кишечника | Шан-ян GI.1 | Эр-цзянь GI.2 | Сань-цзянь GI.3 | Ян-си GI.5 | Цюй-чи GI.11 |
Сань-цзяо | Гуань-чун TR.1 | Е-мэнь TR.2 | Чжун-чжу TR.3 | Чжи-гоу TR.6 | Тянь-цзин TR.10 |
тонкого кишечника | Шао-цзэ IG.1 | Цянь-гу IG.2 | Хоу-си IG.3 | Ян-гу IG.5 | Сяо-хай IG.8 |
желудка | Ли-дуй E.45 | Нэй-тин E.44 | Сянь-гу E.43 | Цзе-си E.41 | Цзу-сань-ли E.36 |
желчного пузыря | Цзу-цяо-инь VB.44 | Ся-си VB.43 | Цзу-линь-ци VB.41 | Ян-фу VB.38 | Ян-лин-цюань VB.34 |
мочевого пузыря | Чжи-инь V.67 | Цзу-тун-гу V.66 | Шу-гу V.65 | Кунь-лунь V.60 | Вэй-чжун V.40 |
Кроме того, точки этого типа сочетаются со знаками «небесных стволов» традиционного китайского календаря и используется в методах расчета «открытых» точек.
Точки-истоки (井 цзин). В этих точках канальная Ци неглубока, как вода, струящаяся из родника. Как правило, точки-истоки расположены у оснований ногтей пальцев рук и ног. Исключение составляют точка-исток ножного шао-инь канала почек Юн-цюань R.1, расположенная в середине подошвы, и точка-исток ручного цзюэ-инь канала перикарда Чжун-чун MC.9, расположенная на кончике среднего пальца руки.
Точки-истоки часто используются при неотложной помощи, способствуют пробуждению жизненного духа Шэнь при критических состояниях.
В каноне «Лин шу» говорится: «Когда болезнь в цзан-органах, используйте истоки». В каноне «Нань цзин» (Канон трудностей) говорится: «Истоки лечат ощущение полноты под сердцем».
Точки-ручьи (荥 ин). Достигая этих точек, канальная Ци становится обильнее, напоминая небольшой ручей, уже вытекший из родника.
Точки-ручьи часто используются при лечении различных болезней со свойствами жара.
В каноне «Лин шу» говорится: «Когда болезнь проявляется в изменении цвета лица, используйте ручьи». В каноне «Нань цзин» (Канон трудностей) говорится: «Ручьи лечат жар в теле».
Точки-быстрины (输 шу). Достигая этих точек, канальная Ци уже достаточно мощна и напоминает течение воды в глубоком месте.
Точки-быстрины можно использовать при лечении боли в суставах.
В каноне «Лин шу» говорится: «Когда болезнь то приходит, то уходит, используйте быстрины». В каноне «Нань цзин» (Канон трудностей) говорится: «Быстрины лечат тяжесть в теле и боль в суставах».
Точки-реки (经 цзин). В этих точках движение канальной Ци становится стремительным и напоминает течение воды в реке.
Точки-реки можно использовать при лечении одышки и кашля, вызванных восприятием внешней патогенной Ци.
В каноне «Лин шу» говорится: «Когда болезнь проявляется в нарушениях голоса, используйте реки». В каноне «Нань цзин» (Канон трудностей) говорится: «Реки лечат одышку и кашель, озноб и лихорадку».
Точки-устья (合 хэ). Достигая этих точек, канальная Ци становится обильной, как в устье реки, впадающей в море.
Точки-устья расположены в области локтевого и коленного суставов. Их можно использовать при лечении заболеваний желудка, кишечника и других фу-органов.
В каноне «Лин шу» говорится: «При переполнении каналов и крови, при болезнях в желудке, а также болезнях от неправильного питания используйте устья». В каноне «Нань цзин» (Канон трудностей) говорится: «Устья лечат извращение тока Ци и понос».
Соотнесенность пяти шу-точек с Пятью элементами служит основой для выбора точек по принципу «сын—мать»:
Стимуляция «матери» при недостатке (虚则补其母). При недостатке в каком-либо из каналов применяются приемы стимуляции в тех из пяти шу-точек пораженного канала или канала, связанного с ним по наружно-внутренней взаимосвязи (то есть относящемуся к тому же элементу, что и пораженный канал), которые соотносятся с элементом, порождающим элемент пораженного канала. Например, при недостатке в канале легких (Металл) можно применять приемы стимуляции в точке-быстрине (Земля) канала легких (Металл) Тай-юань P.9 или в точке-устье (Земля) канала толстого кишечника (Металл) Цюй-чи GI.11 (Земля порождает Металл и является «матерью» Металла), или же использовать точку-быстрину (Земля) канала селезенки (Земля) Тай-бай RP.3 (селезенка относится к элементу Земля, который является «матерью» Металла).
Седатация «сына» при избытке (实则泻其子). При избытке в каком-либо из каналов применяются приемы седатации в тех из пяти шу-точек пораженного канала или канала, связанного с ним по наружно-внутренней взаимосвязи (то есть относящемуся к тому же элементу, что и пораженный канал), которые соотносятся с элементом, порожденным элементом пораженного канала.
Например, при избытке в канале легких (Металл) можно применять приемы седатации в точке-устье (Вода) канала легких (Металл) — Чи-цзэ P.5, или в точке-ручье (Вода) канала толстого кишечника (Металл) — Эр-цзянь GI.2 (Металл порождает Воду, которая является «сыном» Металла), или же использовать точку-устье (Вода) канала почек (Вода) — Инь-гу R.10 (почки относятся к элементу Вода, который является «сыном» Металла).
Определение принципов лечения и выбор точек могут основываться на принципах взаимного угнетения Пяти элементов, в основном для укрепления угнетающего элемента при активации угнетаемого. Например, при нарушении гармонии между печенью и желудком (Дерево избыточно угнетает Землю) принципом лечения должно стать укрепление Земли и сдерживание Дерева, следует использовать точку-устье (Земля) канала желудка (Земля) Цзу-сань-ли E.36 и точку-быстрину (Земля) канала печени (Дерево) Тай-чун F.3.
Комментариев нет:
Отправить комментарий